анатомо физиологические особенности органов дыхания у новорожденных детей

Органы дыхания

Анатомо-физиологические особенности

Органы дыхания у детей не только имеют абсолютно меньшие размеры, но, кроме того, отличаются и некоторой незаконченностью анатомо-гистологического строения.

Нос ребенка относительно мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие; нижний носовой ход в первые месяцы жизни отсутствует совсем или развит рудиментарно. Слизистая оболочка нежна, богата кровеносными сосудами, подслизистая бедна в первые годы жизни пещеристой тканью; в 8—9 лет пещеристая ткань уже достаточно развита, и ее особенно много в период полового созревания.

Придаточные полости носа у детей раннего возраста развиты очень слабо или даже совсем отсутствуют. Лобная пазуха появляется лишь на 2-м году жизни, к 6 годам достигает величины горошины и окончательно формируется лишь к 15 годам. Гайморова полость хотя уже и имеется у новорожденных, но очень мала и только с 2-летнего возраста начинает заметно увеличиваться в объеме; приблизительно то же самое надо сказать о sinus ethmoidalis. Sinus sphenoidalis у детей раннего возраста очень мал; до 3-летнего возраста содержимое его легко опорожняется в полость носа; с 6 лет эта полость начинает быстро увеличиваться. Благодаря слабому развитию придаточных полостей носа у детей раннего возраста на эти полости у них очень редко распространяются воспалительные процессы со слизистой носа.

Слезно-носовой канал короток, наружное отверстие его расположено  близко от угла век, клапаны недоразвиты, что очень облегчает попадание инфекции из носа в конъюнктивальный мешок.

Глотка у детей относительно узка и имеет более вертикальное направление. Вальдейерово кольцо у новорожденных развито слабо; глоточные миндалины при осмотре зева незаметны и становятся видимыми лишь к концу 1-го года жизни; в следующие годы, наоборот, скопления лимфоидной ткани и миндалины несколько гипертроф

Источник

Анатомо физиологические особенности новорожденных детей

Доношенные здоровые новорожденные рождаются с весом в среднем 3300 г (д) — 3500 г (м), ростом 53 см (м) — 52 см (д), окружность головы 35 см (м) — 34 см (д), окружность груди 34 см (м) — 33 см (д).

Кожа новорожденного гладкая, эластичная, несколько отечная, гиперемированная и покрыта слоем творожистой смазки, хорошо развиты сальные железы, потовые недоразвиты. Кожа новорожденного тонкая, легко ранимая, защитная функция снижена, поэтому она может служить воротами для инфекции.

У некоторых новорожденных в области затылка, на лбу имеются красные пятна неправильной формы, связанные с расширением кожных кровеносных сосудов, постепенно эти пятна исчезают. У детей некоторых этнических групп бывают темные пятна в области крестца, которые тоже со временем исчезают.

Мышечная система выражена недостаточно, особенно слабо выражены мышцы конечностей. Для новорожденных характерна гипертония мышц сгибателей, поэтому у ребенка конечности полусогнуты.

Нервная система у новорожденных не развита в достаточной степени и функционально незрелая, особенно структуры головного мозга.

У новорожденных можно вызвать ряд физиологических рефлексов, которые бывают только в периоде новорожденности и первые 3 месяца, исчезают к 4-5 месяцам, например, хватательный, рефлекс опоры и автоматической ходьбы, рефлекс ползания.

Органы чувств несовершенны. Орган вкуса развит хорошо (прием сладкого, горького или соленого). Обоняние развито слабее, например, ребенок отказывается от сосания, если мать лечит трещины сосков мазью Вишневского. Чувство осязания развито относительно хорошо, ребенок реагирует на прикосновение к коже и слизистым.

Слух после рождения снижен, но ребенок реагирует на сильные звуки вздрагиванием, изменением частоты и глубины дыхания. Болевая чувствительность несколько сниж

Источник

Органы дыхания состоят из воздухопроводящих (дыхательных) путей и парных дыхательных органов — легких. Дыхательные пути делятся на верхний (от отверстия носа до голосовых связок) и нижний (гортань, трахея, долевые и сегментарные бронхи, включая внутрилегочные разветвления бронхов). К моменту рождения ребенка морфологическое их строение еще несовершенно, с чем связаны и функциональные особенности дыхания.

Это снижает барьерную функцию слизистой оболочки, способствует более легкому проникновению инфекционного агента в кровеносное русло, а также создает предпосылки к сужению дыхательных путей вследствие быстро возникающего отека или сдавления податливых дыхательных трубок извне (вилочковой железой, аномально расположенными сосудами, увеличенными трахеобронхиальными лимфатическими узлами).

Нос и носоглоточное пространство. У детей раннего возраста нос и носоглоточное пространство малых размеров, полость носа низкая и узкая из-за недостаточного развития лицевого скелета. Раковины толстые, носовые ходы узкие, нижний формируется только к 4 годам. Даже небольшие гиперемия и отек слизистой оболочки при насморке делают носовые ходы непроходимыми, вызывают одышку, затрудняют сосание груди. Пещеристая ткань развивается к 8—9 годам, поэтому носовые кровотечения у маленьких детей редки и обусловлены патологическими состояниями. В период полового созревания они наблюдаются чаще.

Околоносовые (придаточные) пазухи. К рождению ребенка сформированы лишь верхнечелюстные (гайморовы) пазухи; лобная и решетчатая представляют собой незамкнутые выпячивания слизистой оболочки, оформляющиеся в виде полостей только после 2 лет, основная пазуха отсутствует. Полностью все околоносовые пазухи носа развиваются к 12—15 годам, однако гайморит может развиться и у детей первых двух лет жизни.

У детей раннего возраста глотка относительно широкая, небные миндалины при рожден

Источник

Начало формирования трахеопульмональной системы на чинается на 3—4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второ го порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первич ных бронхов.

У эмбриона на 6—8-й неделе развития формируются основ ные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 ме сяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сег ментарные и субсегментарные бронхи.

В течение 11—12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких.

У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты по ристого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, высти лающими бронхи.

Рождение ребенка требует немедленного функционирова ния легких, в этот период с началом дыхания происходят зна чительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхатель ного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, высти лающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натя жения сурфактантной системы приводит к серьезным заболе ваниям ребенка раннего возраста.

В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотноше ние длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, ког да трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие.

Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают

Источник

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей

Соответственно последовательному развитию ребенка различают несколько периодов его возраста; в течение первой недели жизни он считается новорожденным; до конца первого или начала второго года жизни, с появлением первых коренных зубов, грудным; наступление смены зубов (5, 6 или 7-ой год) заканчивает ранний детский возраст; 15-ый год жизни считается концом позднего детского возраста.

Все эти периоды определяются процессами развития ребенка, т. е. изменениями в строении и отправлениях всех систем органов в его организме. Дыхательные мышцы сокращаются, и атмосферный воздух проникает в легочные пузырьки, что выражается немедленным после рождения криком ребенка, содействующим лучшему расширению легких.

Наступающее при первом вдыхании увеличение объема легких имеет следствием увеличение грудной клетки кнаружи, сжатие находящихся в ней сердца, больших сосудов и зобной железы, понижение грудобрюшной преграды, что сопровождается значительным давлением на брюшные внутренности.

Все эти изменения вызывают целый ряд физиологических процессов, из которых главнейшие выражаются в изменении кровообращения в отдельных органах, причем некоторые кровеносные сосуды, игравшие важную роль в развитии плода закрываются прекращением течения крови по ним за их полной ненадобностью для родившегося.

полезно ли супы для беременных
На прилавках супермаркетов сегодня все чаще можно встретить пшеничные и овсяные отруби. Но еще нередко к ним относятся как к второсортному продукту. Действительно, какая хозяйка будет искать для своей выпечки муку низ

Сердце ребенка имеет ряд анатомо-физиологических особенностей. У новорожденных сердце относительно большое и составляет 0,8% от массы тела (около 22 г), а у взрослых - 0,4%. Правый и левый желудочки примерно равны, толщина их стенок составляет 5 мм. С возрастом происходит нарастание массы сердца: к 8 мес масса удваивается, к 3 годам - утраивается, к 6 годам увеличивается в 11 раз. Особенно интенсивно в связи с большей нагрузкой на него растет левое сердце, толщина стенки левого желудочка достигает к 14 годам

Источник

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Возрастные особенности органов дыхания   Зачаток респираторного тракта (2 первичных бронха) появляется в конце 4-й нед.; к 26-28 нед. легкие способны к газообмену. Объем легкого за время детства ↑в 20 раз, диаметр бронхов –только в 2-3 раза, т.е. у детей бронхи относительно широкие. Первый вдох У доношенного новорожденного при первом вдохе раскрывается большинство альвеол. Гипоксия в первые часы жизни приводит к гиповентиляции; в более поздние – к гипервентиляции. Стимулирует дыхание боль и охлаждение кожи, что используется на практике. У недоношенных до 36 нед., во время быстрого сна каждые 10-15 мин. регулярного дыхания возникают паузы 5-10 сек. Вдыхание О2 нормализует дыхание (связь с альвеолярной гипоксией!!).

Анатомо-Физиологические Особенности *Трахея и бронхи новорожденного широкие, перепончатая часть составляет 1/3 всей окружности трахеи, что позволяет просвету трахеи (бронхов) изменяться в широких пределах. *Все основные объемы легких детей и взрослых в расчете на единицу длины тела одинаковы (неадекватность вентиляции легких у детей – педиатрический миф!). Растяжимость легких и проводимость бронхов в расчете на единицу объема легкого больше, чем у взрослых. * Склонность детей раннего возраста к развитию обструктивных явлений при отеке слизистой объясняется узостью терминальных бронхиол (у новорожденных – 0,1 мм, у взрослых – 0,5 мм). * К 7 годам заканчивается дифференцировка стенки трахеобронхиального дерева: ↓частота клинически выраженных бронхитов.

полезно ли супы для беременных
На прилавках супермаркетов сегодня все чаще можно встретить пшеничные и овсяные отруби. Но еще нередко к ним относятся как к второсортному продукту. Действительно, какая хозяйка будет искать для своей выпечки муку низ

Система очищения бронхов мукоцилиарный клиренс – удаление инородных частиц (в т. ч. микробов) Бронхиальный секрет (слой густой слизи, расположенный на тонкой прослойке серозной жидкости

Источник

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей

К концу 3-й — в начале 4-й недели эмбрионального развития появляется выпячивание стенки передней кишки, из которого формируются гортань, трахея, бронхи и легкие. Это выпячивание быстро растет, на каудальном конце появляется колбовидное расширение, которое на 4-й неделе делится на правую и левую части (будущие правое и левое легкие). Каждая часть в да­льнейшем делится на меньшие ветви (будущие доли). Образовавшиеся выпя­чивания врастают в окружающую мезенхиму, продолжая делиться и вновь образуя на своих концах шаровидные расширения — зачатки бронхов все более мелкого калибра. На 6-й неделе формируются долевые бронхи, на 8—10-й — сегментарные бронхи. С 16-й недели начинается формирование респираторных бронхиол. Таким образом, к 16-й неделе в основном формиру­ется бронхиальное дерево. Это так называемая железистая стадия развития легких. С 16-й недели начинается образование просвета в бронхах (стадия реканализации), а с 24-й — формирование будущих ацинусов (альвеолярная стадия), к рождению не заканчивается, образование альвеол продолжается и в постнатальном периоде. К моменту рождения в легких плода насчитывается около 70 млн. первичных альвеол. Формирование хрящевого каркаса трахеи и бронхов начинается с 10-й недели, с 13-й недели начинается образование желез в бронхах, способству­ющих образованию просвета. Кровеносные сосуды образуются из мезенхимы на 20-й неделе, а моторные нейроны — с 15-й недели. Особенно быстро васкуляризация легких происходит на 26—28-й неделе. Лимфатические сосуды образуются на 9—10-й неделе, вначале в области корня легкого. К рождению они формируются полностью.

Формирование ацинусов, начавшееся с 24-й недели, к рождению не за­канчивается, и их образование продолжается в постната

Источник